22 Сивана 2448 (1312 BCE) года Мирьям была отпралена в пустыню за "лашон а-ра" (злословие).
И была заключена Мирьям за пределами стана семь дней...” (Бемидбар 12:15).
Мирьям. Сараевская хаггада. Вторая половина 14 в. Джуиш энциклопедия (1901 – 1912).
Нахум ПУРЕР, Иерусалим
Кирпич на голову
"Человек, на коже которого появится опухоль, или лишай, или пятно…" (13:2).
Идет человек по дороге, и вдруг падает и ломает себе руку. Так, посмотрим: простой закрытый перелом левого предплечья. Это значит, что он нарушил святость субботнего дня: например, прокатился с ветерком на море. У другого воспалился ноготь на большом пальце правой ноги - неуважительно разговаривал с учителем. Третий жалуется на зубную боль; значит, съел что-то некошерное.
Откуда мы все это знаем? Нет, конечно, не знаем. Наоборот, многие очень сердятся, когда слышат безответственные заявления типа: "Вы знаете, почему на моего соседа упал кирпич? Ясно, как день: третьего дня он не закрыл кран в своей ванной и устроил мне всемирный потоп. Такие вещи не сходят с рук. Б-г все видит".
Но все же в глубине души мы знаем, чувствуем: да, какая-то связь между нашими поступками и тем, что с нами происходит, безусловно, есть. Должна быть. Как связь души и тела. Мы просто не знаем, как она работает, и поэтому эта взаимозависимость сегодня не проявляет себя наглядно.
Три тысячи лет назад в существовании такой зависимости никто не сомневался; она была у всех на виду. Представьте себе: человек сказал что-то неуважительное о своем ближнем, разнес сплетню ("лашон а-ра"), и в наказание за этот грех на его коже появились язвы или сыпь. Именно так случилось в Синайской пустыне с Мириам. На правах старшей сестры она строго выговорила Моше-рабейну что-то насчет неустроенности его семейной жизни (кстати, мы помним, что в младенчестве будущий пророк был спасен из нильских вод при ее непосредственном участии), и тут же получила то, что на современном медицинском языке зовется проказой. Лишь страстная молитва брата избавила Мирьям от этой напасти.
На святом языке такие кожные явления называются "цораат". Им посвящен сдвоенный раздел "Тазриа"-"Мецора".
No comments:
Post a Comment