Friday, February 8, 2008

Трума, 5768

Трума

«Любовь с первого взгляда»

Шкала тяжестей

«И возьмут Мне вознесение (пожертвование)

от каждого человека (Шмот,25:2)

Мальбим, объясняя появление глагола «возьмут» вместо ожидаемого «дадут», говорит о невозможности появления в данном месте мицвы-приказа.

Дабы разобраться в первостепенности возможности «мудрости сердца» именно в данном случае, воспользуемся комментарием рава Моше Шапиро (ребе моего учителя). Он построен... на антонимах.

Слова кавод, кавед – «уважение», «тяжесть», и каль, калон – «лёгкость», «позор», несомненно указывают на основной критерий нашего выбора – взвешивание (на иврите шкила от «шекель») будущих последствий.

В той же плоскости действует дополнительная пара антонимов: «дорогой» - якар, и «дешёвый» - золь. Их дополнительные значения – уважение («Вот что делается для человека, которого уважил царь» [«Мегилат Эстер»]) и пренебрежение – прямо выводят нас к напрашивающемуся выводу: наш выбор (наше отношение) вполне определяется нашей внутренней шкалой ценностей.

Теперь попробуем подступиться к бастиону мудрости, воздвигнутому «Пиркей Авот»: «Всё, сотворённое Всевышним, сотворил для уважения к Себе»!

Задача построения Микдаша (Храма, от кодеш – «выделенный») в сердце каждого из нас решается единственным способом – предпочтением, которое на шкале внутренних ценностей оказывается Творцу.

Золото – мерило наших внутренних устремлений – должно быть направлено на созидание Храма щедрости наших устремлений. Отсюда – невозможность приказа-мицвы.

Выбор человека – уважать интересы Всевышнего в нашем мире – это пренебрежение преходящими ценностями. Как ответил однажды раби из Коцка на собственный же вопрос: «Где в этом мире Создатель? – Там, куда Его впускает человек». Впускает своей свободой выбора, позволю себе прокомментировать.

А вывод – слова сына раби из Коцка, раби Давида: «Следует рассматривать моральные, Торанические ценности как звонкую монету в собственном бизнесе. Забрасывая Учёбу, мы обрекаем «свой ученический бизнес» на полное внутреннее разорение.

И следует помнить, что неудачные для «торговли» дни есть слагаемое конечного Успеха!»

Кто для кого?

«И сделайте ковчег из деревьев

акации… и сделаешь двух

золотых херувимов… и лица их

]повёрнуты[ друг у другу»

Шмот, 25:10, 20

Рав Альших отмечает: множественное число «и сделайте ковчег» принципиально отлично от единственного «и сделаешь» во всех остальных случаях. Это намёк на то, что две короны – коhенства и царства – принадлежат только потомкам Аhарона и Давида, но венец Торы – это наследие всего Исраэля!

Раби Меир Шапира из Люблина, опираясь на РаШИ («крувим имели лица младенцев») утверждает, что крувим символизируют младенцев Израиля. И урок, который преподаёт здесь Тора – в воспитании детей невозможно удовлетвориться «малой кровью» - умеренными тратами, следует давать всё, т.е. «золото» - «два херувима золотых».

Расположение крувим лицом друг к другу – параллельно расположению речений на скрижалях, утверждает Мальбим, половина из них определяет отношения между человеком и Всевышним, другая же – между людьми. И так же, как нельзя разрывать связь между херувимами, невозможно (губительно) исполнять законы об отношениях человека и Создателя без исполнения законов регулирующих отношения между людьми и наоборот!

Контрольный вопрос: объясните заголовок.

р. М.-М.Гитик

«Новизны учеников очарованье»

Тень и Реконструкция.

Недельная глава Трума, и последующие за ней главы до окончания книги Шмот, необычны тем что уделяют много внимания внешней красоте вещей: конструкции Храма, одежды коhенов, инструментов для работы. Этот достаточно редкий по содержанию раздел Торы не может обойтись без непривычных исполнителей ролей. Одна из этих фигур - Бецалель: 13-летний мальчик, который стал архитектором Переносного Храма и изготовил большую часть храмовых принадлежностей.

Имя Бецалель - беЦаль Эль - в тени Всевышнего. Вавилонский Талмуд приводит очень странную историю для объяснения смысла этого имени. Всевышний говорит Моше: «Скажи Бецалелю сделать Мишкан (Переносной Храм) и принадлежности для работы в нём». Но Моше меняет порядок слов и говорит Бецалелю начать работу в обратном порядке - принадлежности для работы и Мишкан. Бецалель спрашивает Моше: «Обычно строится дом, а уже потом то, что пойдет внутрь дома. Как же можно делать принадлежности до того, как построен дом? Наверное, Всевышний сказал: Мишкан, а потом принадлежности для работы». Моше изумленно ответил: «Наверное, ты был в тени Всевышнего и услышал наш разговор». (Брахот 55-А)

Эта странная история вызывает массу вопросов: почему Моше не мог построить Храм сам, а был вынужден прибегать к помощи Бецалеля, каким образом Бецалель реконструировал правильный порядок выполнения работы, и наконец, что означает быть в тени Всевышнего? Для того, чтобы дать ответы на эти вопросы нужно знать, как устроено пророчество. Пророк - это не человек, предсказывающий будущее или показывающий дешевые оккультные фокусы. Пророк обладал качественно отличающимся от обычных людей восприятием действительности. Пророчество, полученное Моше с указанием о создании Храма демонстрирует сам принцип пророческого дара: "В точности как я показал тебе образец Мишкана и образец всех принадлежностей, так и сделайте". (Шмот 25:9)

Пророк получал видение и объяснение этого видения одним пакетом. Это немного похоже на то, как возле картины в музее иногда висит вводное слово художника, позволяющее лучше воспринять смысл картины. Но бывают случаи, когда пророк передает дальше только само видение или только объяснение видения (Мишне Тора. Йесодей аТора 7:3)

Суть Моше - это передача знаний из верхних миров в самый низ. Путь художника в каком-то смысле - это зеркальное отражение такого пути - задача художника через внешнее привести к внутреннему, или другими словами, от нижнего к верхнему. Для создания Храма, как точки в которой соединяются верхнее и нижнее, духовное и материальное, было необходимо соединение двух путей: сверху вниз и снизу вверх, то есть совместная, взаимодополняющая работа Моше и Бецалеля.

Бецалель как настоящий мастер своего дела смог создать реконструкцию изначальной интерпретации уже после того, как Моше передал ему свое видение (то есть по изображению воссоздать также и текст под картиной). То есть в своей роли художника, по той самой причине, по которой был выбран именно Бецалель, он понял, что в этом случае порядок, о котором говорит Всевышний - это не порядок от общего к деталям, и не от менее выделенного к более выделенному, а от внешнего к внутреннему.

Рав Кук говорит, что Бецалель как архитектор Храма должен был создать физически совершенную структуру. Любой художник понимает, что для полноты изображения, для того чтобы внешнее смогло отобразить внутреннее, одного света мало, нужно присутствие тени. И для того чтобы восприятие было объемным, а не плоским нужны и свет, и тень.

Только в физическом мире есть такое понятие как тень и поэтому для того, чтобы через сооруженный Бецалелем храм в этот мир поступало максимальное количество света, храм должен был быть построен человеком максимально полно ощущающим баланс света и тени. Правильное понимание баланса между светом и тенью и есть то, что называется быть в тени Всевышнего. (Эйн Ая 2, c. 263)

Теперь понятно, почему Талмуд настаивает на том, что Бецалелю было 13 лет (Санхедрин 69-Б). Любой творческий человек хорошо понимает, что сам человек - это только канал, через который Всевышний творит в этом мире. А те навыки, которые человек смог развить, это только сосуд для проникновения Всевышнего в этот мир. Несмотря на весь талант, которым обладал Бецалель, его возраст однозначно указывает на то, что он, как и все мы, только инструмент в руках Творца.

р. И. Гладштейн

Уважаемые читатели, шалом!

Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика

звоните: 972 2 6513168

пишите: lilevi@yandex.ru

ШАБАТ ШАЛОМ!

http://jewniversity.org

No comments: