Friday, February 22, 2008

Ки тиса 5768

Ки тиса

«Любовь с первого взгляда»

Нетерпение сердца

40 дней отделяют высочайшее из духовных состояний еврейского народа – Синайское Откровение – от величайшей из его ошибок. Эмбриональность этого периода очевидно намекает на “алахическое число” “40 минус 1”. Именно этим “числом” обозначено количество запретов Шабата. Или количество ударов, полагающихся за определенные преступления.

Учитывая специфические особенности промаха Золотого тельца, мы сможем проецировать на себя уроки Тельца.

Вожделевшие ощущений… близости к Всевышнему уже на 39-ый день (40-1) раскрыли сердца свои в крике: “40 дней уже прошло”. Ощущение самостоятельности эмбриона, наступившее днем ранее положенного срока, привело к разбиению первых скрижалей и сравнимо с предвкушением плода в Эденском саду.

Цельность и полнота, они же – совершенство формы, требуют ОДНОГО.

Мораль: ученые и иже с ними бьются над вопросом: когда плод считается полностью сформированным. Еврейские мамы давно знают ответ: Плод считается сформированным в момент вручения ему диплома Медфака или Юрфака. J Или, в переводе на еврейский, результат – это Подарок, а нетерпение сердца – эмоция, которую еврейская голова обязана взнуздать.

«Вознесение головы».


«И вознесёшь голову сыновей Израиля для исчисления (функционирования) их»

Шмот, 30:12

Идея «вознесения головы» не очень соответствует содержанию нашей главы. Создание золотого тельца и ужасающие последствия этого проступка – основное содержание главы, - на первый взгляд никак не связаны с заголовком. Но как раз для этого и существует второй взгляд наших мудрецов.

Раби Шнеерсон основывает свой комментарий на законе: «Всему Израилю запрещается читать книги о чужой работе… еврейский суд обязан… быть сведущим в видах работы (чужой)» (РаМБаМ, законы о чужой работе, параграфы 2,3, законы номер 2). Данное различие в контакте с чужой (зряшной) работой как раз и позволяет нам понять приказ Всевышнего о «Вознесении головы».

Пример рыбы, которая всем телом «устремляется» за «вперёд идущей» головой, как нельзя лучше поясняет проблемы духовного продвижения человека. Пожелание «быть во главе, а не в хвосте», принятое у евреев на праздник Рош–аШана – «Головы года», подразумевает принятие телом главенства «а-идише коп» (еврейской головы), что позволяет избежать евреям всех тех глупостей, которые происходят по вине плетущихся в хвосте желаний.

Чужая работа, которую мы идентифицировали как рабство у своего эгоизма (работу во исполнение желаний тела) уводит нас от Истины, место прописки которой уже упомянутая вершина Мудрости (или попросту – голова).

Противоядием, или точнее - прививкой от «уклона» в зряшную работу, является не подъём «выше головы» (все и всяческие «измы» - от идеализма до «сопли»сизма), а поднятие головы. Цельное восприятие Торы и Мира позволяет преодолеть визуальное влияние видимой раздробленности нашей Вселенной и в конечном итоге исправить промах золотого тельца (удалённости от первопричины).

Воцарение головы над телом, мудрецов Бейт-дина – над народом, - вот рецепт, предотвращающий духовные недуги, поражающие тело Исраэля во времени.

Мораль: желая избежать головокружения, следует не подниматься выше головы.

Половинка половинке рознь

«Это дадут – всякий участвующий

в переписи – половинку шекеля,

двадцать гер в шекеле»

Шмот, 30:13

Наше всегдашнее объяснение, половинка шекеля – это десять гер. Тем самым Пятикнижие сопоставляет самое «нецелое» из чисел – половину – с самым полным из чисел – десятью (десять гер в полушекеле), утверждая, что максимальная полнота еврея в его принадлежности (часть!) еврейскому народу!

Мишна к этому общему принципу добавляет следующее правило: «Первого адара объявляют о шекелях и запрещённых соединениях (килаим)» (трактат «Шкалим», 81:41).

Кроме обычая собирать половинки шекеля для общественных приближений (корбанот) перед наступлением нового года (первого нисана), слова мудрецов содержат также намёк. Половина шекеля, чьё внутреннее значение – необходимость соединения евреев, соседствует запрету соединять несоединимое (килаим).

Как и сказано конкретно от имени раби Йеhошуа:

«Выйдите и посмотрите, какой путь хорош, чтобы шёл по нему человек? Что самое хорошее?» Раби Йеhошуа говорит, что хороший товарищ. И параллельно, в отрицательной форме, вопрос звучит: «что самое дурное?» - и ответ раби Йеhошуа – плохой товарищ» (Пиркей авот, 2:13, 14).

р. М.-М.Гитик

«Новизны учеников очарованье»

О нудных комментариях: Золотой Телец как гвоздь программы.

Кроме основного содержания недельной главы Ки Тиса - истории Золотого Тельца, в этой главе есть еще масса заповедей, настолько непохожих друга на друга, что может создаться такое впечатление, что они очутились в этом месте Торы случайно. Тут и заповедь о сборе половинки шекеля, и законы о соблюдении Шаббата, и указание по сооружению сосуда для омовения. Какое отношение всё это имеет к Золотому Тельцу?

Для того, чтобы понять, почему именно эти заповеди были сгруппированы возле истории о Золотом Тельце нужно попытаться понять что случилось при создании Золотого Тельца. Ну а для этого нужно будет вернуться в самое начало: к дереву познания добра и зла. Чернобыльский Ребе (Меор Эйнаим) очень удачно демонстрирует, почему то, что произошло при создании Золотого Тельца было просто повторением ошибки первого человека у дерева познания добра и зла.

Змей говорит первому человеку приблизительно такую вещь: «Ну, ты же понимаешь, что работа, которую тебе дал Всевышний - это очень, очень важная вещь!» Так как представить себе, в чём именно заключалась духовная работа первого человека чрезвычайно затруднительно, переведем этот процесс духовной работы в более знакомые современные формы.

Итак, с утра помолиться, выучить несколько листов Талмуда - это все очень хорошо и даже замечательно, но удовольствия в этом всём маловато, - говорит Змей. Для того, чтобы действительно ощутить удовольствие, требуется спуститься в пучины материального мира (то есть попробовать плод дерева познания добра и зла) и вот там будет настоящее удовольствие. То есть Змей говорит, что есть отдельно духовная работа, довольно нудная, но что уж тут поделаешь - Хозяин приказал, и отдельно есть мир удовольствий - и эти два мира никак не пересекаются.

Итак, суть Золотого Тельца сводится к разделению между духовной работой и возможностью получить удовольствие. Как известно, Всевышний всегда создает лекарство до болезни (Мегила 13-Б). То есть к моменту появления проблемы уже существует готовое решение проблемы. Теперь становится понятен смысл "сборной солянки" заповедей, данных Торой до истории о Золотом Тельце. Каждая из них предназначена для изменения вида получаемого удовольствия. О чём идёт речь?

В случае с половинкой шекеля, Всевышний показывает Моше горящую монету (Раши к Шмот 30:13). Почему именно горящую? Монета сделана из металла, добываемого из самого низкого элемента - земли, горящая же монета - это соединение двух противоположных элементов - самого нижнего элемента - земли и самого высокого элемента – огня, стремящегося в небо.

То же и в случае с кувшином для омовения. Кувшин был сделан из зеркал, которые женщины вынесли из Египта. Казалось бы, что может быть более внешним? Но ведь именно из этих зеркал был создан сосуд для омовения, без которого немыслима работа в Храме! Так же и со всеми остальными заповедями это недельной главы. Во всех них в более или менее явной форме будет присутствовать переход от чисто материального удовольствия к удовольствию от духовного.

Но это все не только о том, как обстояли дела у поколения пустыни или во времена Храма, все это актуально и в наше время. На уровне ежедневной практики: выдавливая из себя по капле утреннюю молитву, или читая в полусонном состоянии неинтересные комментарии, в результате разделения процесса духовной работы от процесса получения удовольствия, происходит повторение Золотого Тельца.

Hо если человек получает удовольствие от духовной работы, то каждый такой момент времени становится ещё одним из действий по исправлению себя и этого мира. Без ощущения радости исправить Золотого Тельца не получится! Это ещё один раз напоминает о том, что подход: сделал мицву - награда, не сделал - наказание, не только никак не объясняет сути Торы, но усиливает то зло, которое пришло в мир во время создания Золотого Тельца.

р. И. Гладштейн

Уважаемые читатели, шалом!

Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика

звоните: 972 2 6513168

пишите: lilevi@yandex.ru

ШАБАТ ШАЛОМ!

No comments: