Thursday, February 28, 2008

Ваякhель, 5768

Ваякhель, 5768

«Любовь с первого взгляда»

Время для пространства и время…для времени.

«И собрал Моше всё общество сынов Израиля, и сказал им: "Вот, что повелел Всевышний сделать: шесть дней будет делаться работа, а день седьмой будет выделенным для вас — Шабат"... И сказал Моше обществу сынов Израиля: «Вот, что повелел Всевышний, сказав: "Возьмите у себя приношения для Всевышнего... И всякий мудрый сердцем среди вас сделает всё, что повелел Всевышний: Шатёр..."» (Шмот, 35:1—2,4—5,10—11.)

Соседство законов Шабата и законов об устройстве Мишкана отнюдь не случайно. Вспомним, что прежде, чем взять “тайм аут” у сюжета и перейти в главе Ки-Тиса от деталей Храма к золотому тельцу, Пятикнижие поступило точно так же: “И масло помазания, и смесь благовоний для воскурения в выделенности – все так, как Я приказал, сделают они. И Б-г обратился к Моше с такими словами: “А ты скажи сынам Израиля так: но Субботы мои храните, ибо это – знак между Мной и вами.””… “6 дней творил Вс-вышний небо и землю, а в 7-й день – прекратил и обратился к мирам духовным. И дал Он Моше после разговора с ним на горе Синай две скрижали Свидетельства, каменные доски, исписанные Перстом Вс-вышнего. И увидел народ, что опаздывает Моше спуститься с горы и столпился народ на Аарона” (Шмот31:11,12,13).

Сюжетная линия Пятикнижия:

Храм – Шабат – золотой телец – Шабат – Храм.

Закономерный вопрос (см. Раши) – в чем смысл близости Шабата и Храма?

Первое, что приходит на ум – это запреты Шабата, которые выводятся из 39-и видов работ, необходимых для сооружения Мишкана. Но попробуем посмотреть глубже.

Если мы вспомним, что задача этого мира – привести человека к близости к Вс-вышнему, то можно будет определить Бейт а-Микдаш как место, где эта задача решена. И, следовательно, Мишкан можно определить как идеал места или как совершенство в пространстве.

Такое определение дает возможность “ввести в игру” Шабат. Сделанный из 6 дней Творения, Шабат представляет собой совершенство и полноту во времени.

Их связь, следовательно (через временно-пространственный континуум), не во внешнем сходстве, или даже однородности, а в единстве, по сути, этих двух понятий.

Резюмируем словами рава Гирша из его комментария на 3-ю книгу Пятикнижия, недельная глава “Эмор” (в ней, как и у нас, рассказ о законах, связанных с Храмом, соседствует с законами о праздниках и о самом большом из них – о Шабате):

“То, чем является Храм в пространстве, делает* Шабат во времени”.

Духовное изобилие в этом мире видится нами через призму человеческого восприятия в двух плоскостях: в пространстве это наблюдается нами как Храм, во времени – как Шабат.

____________________________________

* Оттого Шабат следует Делать – “Лаасот эт hа-Шабат”. Дырявый сосуд нет возможности наполнить.

Значительность деталей

«И пришли все люди, которых подвигло сердце их, и всё, что [каждый] желал отдать внутри себя, принесли в вознесение Всевышнему... И пришли мужчины над женщинами»

Шмот, 35:21, 22

Каждая деталь, упомянутая Пятикнижием, заслуживает нашего внимания в силу своего происхождения. Мудрецы, ощущающие трепет перед любым словом Торы, позволяют нам через свои комментарии прикоснуться к тому, что на наш  взгляд незначительно, а потому гладкости русского текста ради опускается !

Раби Давид Аззулай отмечает подчёркнутое Торой чудо – все без исключения принесли именно столько, сколько решили. Такая адекватность побуждения и поступка в мире, где множество хороших идей «не доживают до реализации», свидетельство уникальности поколения Синая.

Мальбим объясняет странный предлог «над», использованный при описании прихода мужчин и женщин (мужей и жён) с приношениями. Мужья, принеся свои вознесения, обнаружили, что их опередили... жёны. Те самые жёны, которые не только не проявили подобной торопливости в случае с золотым тельцом, но принципиально отказались отдавать свои драгоценности на тельца. Отсюда их положение над мужчинами, упомянутое Пятикнижием.

«Вот итоги сооружения Мишкана – Мишкана свидетельства» Шмот, 38:21

Мишкан был свидетельством того, что все итоги были подведены исключительно точно – ведь присутствие Всевышнего в Мишкане и есть лучшее из возможных доказательств честности строителей (Мальбим).

р. М.-М.Гитик

«Новизны учеников очарованье»

Точка сборки Шаббата.

"И собрал Моше всю общину Израиля..." (Шмот 35:1) Сразу же возникает вопрос, а чем это собрание так отличалось от всех остальных? Почему в других местах не сказано что была собрана вся община? Да и потом, что такого нового сообщил Моше собравшимся? О том, что нужно шесть дней работать, а седьмой день должен быть выделен - так в чем здесь новизна? Ведь это далеко не первое место, в котором упоминается Шаббат, зачем нужна эта тотальная мобилизация?

Сфат Эмет отмечает важную параллель между законами Шаббата и той «сборкой», которою организовал Моше. "Оставайтесь каждый там, где сидит, пусть никто не сойдет со своего места в седьмой день" (Шмот 16:29). На первый взгляд, это очень странное сравнение, ведь сложно представить себе Шаббат, проведенный в изоляции. Обычно Шабат  и есть то время, когда люди собираются вместе, а не отсиживаются по углам.

Более того, Шаббат - эта та точка, которая придает смысл всему произошедшему за предыдущие шесть дней. То есть, одна из функций Шаббата - соединение. Соединение верхнего и нижнего, частного и общего, человека и Всевышнего.

Как известно, в местах большого скопления народа начинают действовать совершенно иные психологические законы и иногда люди ведут себя настолько иррационально, что создается впечатление, что групповые процессы обретают собственное существование, в какой-то степени независимое от воли отдельных людей, составляющих эту группу.

Но, как объясняет Зоар, "пусть никто не сойдет со своего места в седьмой день" не имеет ничего общего с изоляцией. Дело в том, что Маком (на иврите «место») - это одно из имён Всевышнего. Смысл этого имени состоит в том, что Всевышний создал место для мира, и мир в каком-то смысле существует внутри Всевышнего (Псикта Раббати 21).

Использую такую трактовку слова «место», Зоар говорит, что указание не сходить со своего места означает, что от нас требуют не терять личной связи со Всевышним в Шаббат (Зоар III: 207-А). Почему личной? Да потому что то место, о котором идёт речь, это Маком внутри человека.

В Шаббат, когда у нас появляется дополнительная возможность усиления связи с Всевышним через уровень общины, очень важно не забывать о том, что кроме "командной игры" существует ещё и уровень индивидуальной связи. Именно этот уровень связи может  оказаться недостаточно развитым в результате усиления связи на уровне общины и об этом предупреждает нас Тора, запрещая “сходить со своего места”. 

р. И. Гладштейн

Уважаемые читатели, шалом!

Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика

звоните: 972 2 6513168

пишите: lilevi@yandex.ru

ШАБАТ ШАЛОМ!

jewniversity

No comments: