Thursday, February 14, 2008

Тецаве 5768

Тецаве

«Любовь с первого взгляда»

Уроки камня «Яшпэ»

«И в четвёртом столбце – таршиш и шоам и яшпэ» Шмот, 28:20

Каждый из двенадцати камней нагрудника Первосвященника был связан  с одной из ветвей (шевет, матэ)* Израиля. Яшпэ был камнем ветви («колена») Биньямина (Бааль ґа-Турим указывает на равенство гиматрий слов «Биньямин бен Яаков» (396) и «яшпэ» (395 плюс Один)).

            С этим камнем связана история, которую рассказывают деткам в первом классе. (Оригинал в трактате «Пеа» Йерушалаимского Талмуда.) Однажды пропал камень яшпэ с нагрудника Первосвященника. У одного человека по имени Дама бен Натина в Ашкелоне был такой камень. Мудрецы отправились к нему, но натолкнулись на неожиданный отказ. Даже подняв цену «до небес», им не удалось  поколебать отрицательной позиции владельца камня. Каково же было их удивление, когда неуступчивый хозяин догнал их и согласился продать камень по первой предложенной ими цене, объяснив это тем, что не мог продать камень раньше, ибо его отец спал на ключах от сокровищницы, а дополнительные деньги, «заработанные» на уважении к папе, он тоже брать не хочет. В награду родилась у него рыжая корова, и мудрецы дали ему за нее количество золота, равное весу коровы.

            Удивительный урок уважения к родителям в контексте камня ветви Биньямина связан с особенностью отношений, сложившихся именно у этого сына с праотцем Яаковом. Все братья, кроме него, оказались виновны (продажа Йосефа) в страшном огорчении отца. Сам Йосеф, двадцать два года отсутствовавший в доме Яакова, также не может быть сочтён идеалом сыновней любви. И лишь Биньямин в полной мере исполнил свой сыновний долг. Именно отсюда проистекает особая связь этого камня с законом об уважении и почитании родителей.

            До сих пор - первый слой комментариев. Как уже догадался читатель, имеющий предыдущий опыт общения с автором, история для первоклашек имеет  дополнительные уровни восприятия, любовно заложенные мудрецами. Выход на них – это вопрос раби из Коцка: «Что, мудрецы не нашли никого, кроме этого нееврея, чтобы преподать нам урок уважения к родителям?!»

            Несомненно, концовка истории о Даме бен Натина позволяет увидеть более глубокий урок мудрецов. Если хороший человек готов поступиться богатством ради трепетного отношения к отцу, и не готов зарабатывать на этом при подвернувшейся  возможности, то от еврея требуется (говорит раби Менделе из Коцка) жертвовать всем (разумеется, не рассчитывая на «компенсацию») по «первому знаку» Всевышнего. Приказ о «рыжей корове» принципиально лишён обычного человеческого смысла, и готовность расстаться с фантастической суммой ради исполнения этого закона впечатляет именно в сравнении с поступком нееврея, проявляющего замечательное уважение к отцу – закон, находящийся в рамках вполне здравого смысла.

            На следующий уровень комментариев можно выйти, вспомнив, что «рыжая корова – мама золотого телёнка», а следовательно, в качестве причины правильного выбора (безграничной щедрости еврейского сердца – смотри комментарий к главе «Трума») можно  определить бесконечное уважение (кавод – тяжесть) к Первопричине, которое естественно перевешивает (приказ – мицва!) любые ценности, которые может вообразить себе человек! Короче, эмуна лемала мидаат.

РЕЗЮМЕ: щедрость выбора нашего сердца – это отказ от всё ограничивающих рамок собственного эгоизма. Путь от желания («Трума») к обязанности («Тецаве»)!

------------------------     

* как христиане вышли на «колено» - спрашивайте у них.

Конец наглости

     «И будет на лбу Аhaрона»

    Шмот, 28: 38

Как известно, одеяния  первосвященника были жизненными уроками, позволявшими  великому коhену отвечать за духовный  уровень своего поколения. (Вспомним  мидраш о матери первосвященника, вязавшей носки  ушедшим  в города-убежища, чтобы  предотвратить их молитвы  о смерти её  сына, освобождавшей  их из галута.) И циц – золотой венец – не был исключением:

«И циц искупает наглость в действиях – как  сказано: «И будет на лбу Аhарона» написано (Йермияhу 3): «И лоб блудной женщины был у тебя»» (Трактат «Арахин», 16:1).

{ Подробнее о связи золотого венца с не самыми «высокими лбами» см. обсуждение на форуме на нашем сайте http://www.jewniversity.org/Форум.aspx. }

Раби  Акива Игер находит интереснейшее обоснование исчезновения наглости, этой весьма отрицательной черты, в будущем. Право на существование наглости связано с правилом «не  может застенчивый  учиться».

Пиркей авот (5:20) декларирует: «Он говорил: наглый -  в геhеном, а застенчивый - в эденский сад, да будет желание Твоё, Всевышний, чтобы отстроился Твой город вскорости, в наши дни, и дай нам  часть в Твоей Торе».

Связь между определением наглости на  постоянное местожительство в аду и воцарением  царства Создателя на Земле,  объясняет раби Акива Игер, в отсутствии необходимости прорываться  сквозь заслоны Торы. Когда  вернётся работа первосвященника, Истина станет видимой и наглость не потребуется даже учёбы ради!

Контрольный  вопрос: Какая связь между  смертью первосвященника  и  возвращением бежавших в галут в результате непреднамеренного убийства?

р. М.-М.Гитик

«Новизны учеников очарованье»

Почему злящийся «пачкает одежды»?

Основное содержание недельной главы Тецаве состоит из тем, которые мало того, что воспринимаются с большим трудом, но ещё и непонятно как связаны между собой: описание одежды коэна и действия для приготовления животного к приношению (как именно резать, что можно сжечь, а что можно съесть). Казалось бы, какая связь? Картина частично проясняется, когда мы узнаём о том, что коэн - это наша душа, одежды коэна - это наши эмоции, ну а то животное, которое нужно зарезать (одни части его должны быть уничтожены, а другие части использованы для поддержания нашей жизни) – то самое животное, которое есть в каждом.

Работа коэна, то есть смысл нашей работы в этом мире, это два параллельных процесса - часть животного (животное начало человека) предстоит изменить для того, чтобы мы стали в большей степени похожи на людей, а часть животного реабилитации не подлежит и должна быть сожжена. Важно отметить, что Тора настаивает на том, что одежда коэна должна быть надета на нём всегда, когда он работает - готовит животное к приношению (Шмот 28:43)

Похоже, что нет особой опасности в том, что можно запачкать эти одежды при работе со своим животным, но книга Зоар обращает наше внимание на то, что эти одежды (то есть наши эмоции) можно испортить другим путём. Наши эмоции страдают в огромной степени в тех ситуациях когда мы злимся.(Зоар. Тецаве 182-Б) Душа на иврите - "нешама", а дыхание - "нишма". Человек, который злится, характеризуется как "коцер руах", что переводится как одышка или сокращение духа. Ещё одно слово, используемое для гнева на иврите - это "аф", что также означает нос.

Одним из основных стереотипов злящегося является человек, шумно дышащий через ноздри, более того, одним из наиболее распространённых методов по контролю гнева является тренировка дыхания. Обычно в этом месте кто-то начинает вспоминать о том, что где-то в Талмуде сказано, что когда кто-то злится, то это то же самое, что поклоняться идолам. Проблема в том, что такого выражения нигде в Талмуде нет. Но есть другое, заметно отличающееся от широко-распространённой неправильной версии.

"Тот, кто в порыве гнева рвёт на себе одежды, ломает тарелки и разбрасывает монеты, должен воспринимать себя так, как будто он поклоняется идолам" (Санхедрин 105-Б). И здесь мы переходим к тем вещам, которые важны на практике: не существует "плохих эмоций". Оцениваются только действия, и в том случае, когда от ощущения гнева человек переходит к словесной или физической агрессии - это становится действительно проблематично.

Чувство гнева, как и любая другая человеческая эмоция, само по себе нейтрально. Мы ощущаем чувство гнева в тех ситуациях, которые воспринимаются нами как вторжение кого-то или чего-то в наше личное пространство. То, что мы считаем нашим личным пространством, может быть частично ошибочным или полностью иллюзорным. Но эмоции сами по себе являются сильнейшим стимулом к нашему росту и движению.

К сожалению, существенная часть людей старается вообще не придавать значения своим эмоциям. Мол, сказано, что злиться - это плохо, так не буду вредить себе и другим и спрячу свои эмоции куда-нибудь подальше. Тяжело придумать что-нибудь более саморазрушительное, ведь такое поведение в большинстве случаев приводит как раз к тому, о чём предупреждает Тора.

В случае, когда человек попросту игнорирует свои эмоции, события могут развиваться по двум основным сценариям. Человек будет время от времени выплёскивать свой до поры до времени сдерживаемый гнев наружу – то, что на языке Торы называется "пачкать одежды". Или произойдёт то, что в каком-то смысле ещё тяжелее исправить - человек окажется настолько отстранённым от своего эмоционального мира, что у него просто не будет ни сил, ни желания заняться своим внутренним животным. Это то, что на языке психологии называется клиническая депрессия.    

р. И. Гладштейн

Уважаемые читатели, шалом!

Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика

звоните: 972 2 6513168

пишите: lilevi@yandex.ru

ШАБАТ ШАЛОМ!

http://jewniversity.org

No comments: